|
Чтить или бояться?
16.05.2010
«Было бы дело, повод – найдется», - так высказывается большинство предпринимателей, когда речь заходит о проверках со стороны контролирующих органов. Государство попыталось сделать шаг навстречу бизнесу – оградить его от давления коррумпированной бюрократии за счет гуманизации уголовного законодательства, что получилось?
7 апреля 2010 года президент РФ подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», усиливающий уголовно-правовую защиту отношений в сфере предпринимательской деятельности. Насколько легче стало жить бизнесу и за какие прегрешения государство продолжит преследовать предпринимателей? На эти и другие вопросы пытались ответить участники круглого стола, организованного КРО ООО «Деловая Россия» и «Костромским Бизнес-журналом». Обсудить очередные меры, принятые государством в целях улучшения бизнес-климата в России за счет гуманизации уголовного права, собрались представители бизнеса, силовых и банковских структур, надзорных и налоговых органов.
О том, какие статьи уголовного законодательства претерпели существенные изменения, участникам круглого стола рассказал начальник отдела по экономической безопасности УВД по Костромской области Андрей Шабалин. По его слова, из Уголовного кодекса исключена ст. 173 «Лжепредпринимательство», которая на практике применялась крайне редко. Ее временная кончина связана с неопределенностью формулировки, а также с тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений.
- Еще одним новшеством, направленным на гуманизацию уголовного законодательства, стало изменение в сторону увеличения порогов ущерба, при которых правоохранительные органы имеют право нагрянуть в фирму с процессуальной проверкой, - сказал Андрей Шабалин. – В соответствии с внесенными поправками в налоговое законодательство в шесть раз увеличен размер крупного и особо крупного ущерба применительно к налоговым преступлениям. Аналогичное увеличение предполагается в законе и в отношении иных преступлений в сфере экономической деятельности.
Существенные изменения коснулись и досудебного ареста подозреваемых в экономических преступлениях. Если раньше предприниматель, подозреваемый в совершении преступления, ожидал своего часа в СИЗО, то сегодня законодатель предоставил ему шанс купить свободу до вынесения приговора с помощью залога. По уголовным делам небольшой и средней тяжести сумма залога не может быть менее 100 тысяч рублей, а по тяжким и особо тяжким преступлениям – не менее 500 тысяч рублей. «Российская судебная система и раньше довольно мягко относилась к налоговым преступлениям. Реальный срок был редким случаем. Поэтому в нашей стране в том числе и с Костромской области, жесткого давления на бизнес, в плане проведения арестов и дальнейшего осуждения по налоговым преступлениям, практически не было. Таких примеров за последние пять лет единицы», - отметил эксперт.
Отмечая актуальность и своевременность принимаемых государством мер по гуманизации уголовного права в экономической сфере, член КРО ООО «Деловая Россия», основатель адвокатского бюро «Жаров и партнеры» Николай Жаров заметил, что нередко правоохранительные органы действуют не в рамках закона, а в своих интересах и используются как некая «дубина» в конкурентной борьбе. «Если взять такие составы преступлений, как преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, мошенничество, то они используются силовыми структурами очень «интересно». По одним обстоятельствам органы дознания выносят постановление о том, что здесь нет никаких признаков преступления, и посылают разбираться в Арбитражном суде. А по другим - возбуждаются уголовные дела, хотя ситуация вроде бы схожа», - высказался эксперт.
Согласился с ним и депутат Костромской городской Думы, генеральный директор ООО «Максим» Максим Постников, который утверждает, что факты давления со стороны органов милиции на костромской земле имелись. В результате бизнес стал негативно относиться к правоохранителям, считая, что те «если есть дело, причины всегда найдутся». Поэтому сегодня многие компании стараются не выносить сор из избы и пытаются разобраться в спорной ситуации без привлечения силовых структур.
Однако представители силовых структур придерживаются другого мнения. Они отметили, что действуют исключительно в рамках закона.
Представитель прокуратуры Костромской области Наталья Спильная, в свою очередь, отметила, что фактов давления со стороны силовых структур на территории региона не было. Что касается процессуальных проверок, то, по ее словам, правоохранительные органы, если к ним поступило заявление, обязаны его зарегистрировать и провести проверку. Естественно, в каждой типичной ситуации есть определенные нюансы, поэтому несведущий человек может неправильно понять, по какой причине было возбуждено уголовное дело либо отказано в возбуждении. То, что сотрудники милиции не всегда принимают справедливые решения, признают и в прокуратуре области. Однако, как отметила эксперт, это не потому, что у них есть умысел, а потому, что иногда вмешиваются субъективные факторы. И именно такие решения наиболее часто отменяются надзорными органами. «Мы – юристы и обязаны исполнять закон. Определенная либерализация есть, но она скорее направлена на оптимизацию бизнеса. Тем не менее преступления, к сожалению, всегда совершались и будут совершаться. В этой сфере работы предстоит много», - сказала Наталья Спильная.
Обсуждая другую проблему бизнеса – рейдерство, многие участники круглого стола интересовались, в какие госорганы и в каком порядке предприниматели могут обратиться для защиты от неправомерной «силовой атаки». Отвечая на этот вопрос, Андрей Шабалин заметил, что сегодня проблема рейдерства в Костромском регионе остро не стоит. Однако в прошлом году были случаи пресечения попыток рейдерского захвата.
- В прошлом году три предприятия, подозревая, что в их отношении может быть осуществлен рейдерский захват, подали нам заявления, по которым были проведены контрольные мероприятия, и неправомерная «силовая атака» была предотвращена, - заявил эксперт. – В случае если Вы почувствовали, что на ваше предприятие имеют виды другие лица или в отношении вас уже были предприняты какие-либо незаконные действия, - обращайтесь в любой правоохранительный орган. Можно подать заявление даже участковому по месту жительства. В любом случае ваше обращение будет принято во внимание, отнесено начальнику, который спишет его лицу, занимающемуся данными вопросами. Соответственно, если заявления поступят в прокуратуру, мы получим указания, отработаем и отчитаемся. Тут разницы никакой нет. Между ведомствами есть взаимодействие с целью объединения усилий для борьбы с этими проблемами. Случаев отказов при подобных обращениях нет. Конечно, бывают моменты, когда человек что-то скрывает и очень долго тянет с обращением в прокуратуру. Даже в таком случае мы готовы ему помочь, потому что это наша обязанность.
Подать заявление можно и в налоговый орган. Как отметил начальник инспекции ФНС России по Костромской области Юрий Серебряков, очень много обращений такого рода идет прямо в ФНС или в подразделения на места.
- Ни для кого не секрет, что сегодня при осуществлении рейдерского захвата очень часто применяются поддельные документы, на основании которых вносятся изменения в госрегистрацию, оформляемую у нас, - говорит Юрий Серебряков. – В связи с этим два года назад федеральная налоговая служба создала информационный ресурс – www/nalog.ru, являющийся неким барьером для рейдеров. Все нехорошие моменты, которые всплывают у нас, заносятся в базу, и эту информацию видит каждое управление, любая налоговая служба любого региона России. Поэтому в дальнейшем эти лица зарегистрировать что-либо, даже на Дальнем Востоке, не смогут.
Налоги и контроль – не главное. Однако на круглом столе не только представители бизнеса задавали вопросы. Налоговые и правоохранительные органы поинтересовались у предпринимателей: что сегодня обременительнее – уплачивать налоги или чувствовать постоянное давление со стороны административных и силовых структур? Мнения разделились.
Так, председатель совета КРО ООО «Деловая Россия», директор сети магазинов «Леонардо» Дмитрий Аббакумов отметил, что это зависит от юридической формы. По его ощущениям, для представителей крупного и среднего бизнеса выплачиваемые в полном объеме налоги означают более существенное бремя , чем для ИП. А что касается контроля, то, на его взгляд, очень многое зависит от ситуации. «Бывает, и индивидуального предпринимателя замучают», - заметил он.
А вот Максим Постников уверен, что контроль и налоги – это не самые главные проблемы в бизнесе. И если бы у предпринимателей был доступ к дешевым и длинным кредитам, то 90% предприятий развивались и работали бы в рамках закона.
То, что сегодня налоги не мешают бизнесу развиваться, отметила и директор сети магазинов «Спорттовары» Татьяна Дервеницкая.
Директор ЗАО «Линия График» Юрий Гусев сказал, что у него нет уверенности в своей защищенности от проверяющих органов. По его словам, бизнес страдает не из-за самих проверок, а от необоснованного изъятия компьютерной техники и документов.
Расстрел или тюрьма: что лучше? Так может ли сегодня предприниматель действительно спать спокойно, и какие гарантии дают налоговые и правоохранительные органы? Отвечая на этот вопрос, Юрий Серебряков отметил, что для начала надо разделить понятия: налоговое преступление, которое не содержит признаков преступления, и которое их содержит. «Мы понимаем, что хозяйствующий субъект иногда может просто ошибиться. У любого главного бухгалтера, если он хороший бухгалтер, всегда есть соблазн чуть-чуть изменить состав затрат в пользу предприятия. А вдруг пройдет? Сегодня многие так делают. А если предприятие действительно имеет умысел в уклонении от налогов? К примеру, в прошлом году в отношении одного предприятия были подозрения в нарушении. Однако налоговая проверка показала, что там все легально, и претензий к ним нет. Были, конечно, мелкие нарушения но мы им начислили всего лишь 1500 рублей. А вот другому предприятию мы начислили 230 млн. рублей. Это преступление? Я думаю, что да, потому что для бюджета такая сумма существенная», - прокомментировал эксперт.
Гарантии спокойного на не дали и правоохранительные органы. Однако их представители оговорились, что это относительно только к тем предпринимателям, которые ведут нечестный бизнес и нарушают законы.
Криминальный налог. На круглом столе была затронута еще одна не менее актуальная для бизнеса проблема – возмещение НДС. По словам заместителя исполнительного директора ООР «Костромской союз промышленников» Николая Парфенова, существующее законодательство и правоприменительная практика даже добросовестным налогоплательщикам этого не гарантирует.
- Я вам могу сказать, какая причина является наиболее распространенной для отказа в возмещении НДС, - заявил эксперт. – Добросовестная фирма – налогоплательщик закупает сырье или комплектующие у организации, зарегистрированной в реестре налоговой службы, а затем данный контрагент не исполняет свои налоговые обязательства. В результате неправомерных действий фирмы –однодневки добросовестный налогоплательщик не получает возмещение НДС на том основании, что он, якобы, не проявил должной осмотрительности при выборе партнера или при подписании документов. При этом следует отметить, что у налогоплательщика отсутствует возможность получения информации о факте исполнения контрагентом налоговые обязанностей, которые на сегодняшний день являются налоговой тайной. А также возможность проверки достоверности подписи на документах. Но хуже всего, если предприятие возмещение получило. А потом приходит налоговая инспекция и говорит: а вот «дядя на севере» не заплатил налоги, поэтому заплати ты. И в результате честно работающее предприятие становится нарушителем закона.
- Если фирма солидная, с хорошей репутацией, и вдруг она одномоментно пропадает, то есть произошел рейдерский захват, то в данном случае налоговая, скрепя сердцем, НДС налогоплательщикам возмещает, - сказал Юрий Серебряков.
В 2009 году на территории Костромской области почти 30% уголовных дел было связано с уклонением от уплаты НДС. «Сегодня это самый «криминальный» налог. В 2010 году уже зафиксированы факты, когда нечестные представители бизнеса пытались незаконно возместить НДС. В таком случае уже подключаются правоохранительные органы, которые пытаются доказать умысел. А если он будет доказан, то виновное лицо могут привлечь даже к уголовной ответственности», - заключил Андрей Шабалин.
Подводя итоги работы круглого стола, Дмитрий Аббакумов отметил, что сегодня административные и силовые структуры больше всего работают с недобросовестными предпринимателями. Соответственно, у последних и возникает ощущение того, что они «зверь», а все остальные ловцы.
- Радует то, что паршивых овец в стаде все-таки меньшинство, - говорит председатель КРО ООО «Деловая Россия». – Но все-таки, как представителю бизнеса, мне бы хотелось, чтобы при всех процессуальных действиях присутствовала презумпция невиновности. В свою очередь ООО «Деловая Россия» будет продолжать работу на федеральном уровне по дальнейшей гуманизации уголовного законодательства.
«Костромской бизнес-журнал», № 05, май 2010 года
|
|