|
Права каждого работника наш профсоюз будет отстаивать до последнего
06.09.2010
Три года назад на крупнейшем в области предприятии деревопереработки "Кроностар" был создан профсоюз "Солидарность", объединивший под своим крылом почти сотню рабочих. Интересно, что инициатива создания профсоюза принадлежала не руководству предприятия, а самим рабочим. Вот и получилось, что деятельность профсоюза не стала формальной: за годы работы лидеру "Солидарности" Виктору САПЕГИНУ удалось отстоять права на достойный труд многих своих коллег. Профсоюз "Солидарность" стал реальной силой, с которой руководство "Кроностара" обязано считаться. Виктор Сапегин уверен: если действовать всем вместе, добиться можно многого.
— Виктор Павлович, как пришла идея создать профсоюз? — Попытки создания профсоюзной организации на "Кроностаре", а именно переговоры между администрацией предприятия и обкомом профсоюза работников леса о создании профсоюзной организации, предпринимались еще лет пять назад, но все они были неудачными. До тех пор, пока рабочие не предложили мне попробовать создать профсоюз. На тот момент я работал на предприятии электромонтером. Я звонил в Москву, в ЦК профсоюза работников леса, консультировался с председателем областного комитета профсоюза работников леса, как проводить собрания, узнавал другие организационные моменты. В результате в соответствии с законодательством мы провели учредительное собрание, и 17 мая 2007 года профсоюз "Солидарность" был создан. По ряду понятных причин собрание проводилось тайно от администрации.
— А почему именно вас выбрали рабочие для организации профсоюза и почему вы согласились? Была какая-то личная заинтересованность? — Личная заинтересованность в создании профсоюза была одна: сильно задевала несправедливость, которая существовала на тот момент. У нас был начальник, который мог позволить себе уволить работника без причин. Так однажды он поступил с одной работницей центрального склада. У нее был выходной, но срочно понадобилось открыть склад. Женщину вызвали на предприятие. Она опоздала на полчаса. За это время руководство приняло решение самостоятельно срезать замки на складе. Когда женщина приехала, ее уволили. Потом через суд ее восстановили, но сам факт такого произвола меня возмутил до глубины души. Поэтому я и принял решение возглавить профсоюз. У меня высшее образование. Я кадровый военный, окончил Пушкинское высшее военное училище радиоэлектроники. Занимаясь делами профсоюза, в связи с финансовыми возможностями профсоюза стараюсь реже прибегать к услугам юристов, во многих вопросах приходится разбираться самому.
— Как отреагировала администрация на факт создания профсоюза? - Не обошлось без интриг. Мы официально создали профсоюзную организацию, отправили документы на регистрацию в Кострому с просьбой включить нашу профсоюзную организацию, созданную на «Кроностаре», в систему профсоюзов работников лесной отрасли. Буквально через несколько дней после моего звонка председателю областного профсоюза работников леса о создании профсоюза "Солидарность" образовывается второй профсоюз! Он успевает провести и учредительное собрание, и очень быстро отправить бумаги в Кострому. Буквально на следующий день на пленуме в Костроме этот второй профсоюз принимается в состав работников лесной отрасли. Наше заявление опоздало на день.
— Кому было выгодней принять в свои члены второй профсоюз? — Конечно, мне так и сказали: "Твой профсоюз проблемный". Наш профсоюз невыгоден, неудобен — ведь это профсоюз рабочих, реально защищающий их права.
— Администрация "Кроностара" быстро смирилась с существованием "проблемного" профсоюза? — Нет, не быстро. Я писал заявление в администрацию, просил предоставить в соответствии с законодательством помещение, оргтехнику, связь. Мне ответили, что профсоюз на предприятии уже есть, вступайте в него. Мы приняли решение о регистрации профсоюза в качестве юридического лица. Забот прибавилось, потому что появились различного рода отчетности. Но руководство "Кроностара" по-прежнему отказывало в предоставлении помещения и других необходимых средств. После этого мы обратились в арбитражный суд, у нас прошло три слушания в Костроме, одно в Кирове, и наши требования были признаны законными.
- А как бы вы вообще оценили деятельность руководства "Кроностара"? - Я не могу оценить деятельность ни генерального директора, ни самой администрации, потому что не имею доступа ни к каким документам. Недавно пытался получить в отделе кадров положение о премировании. И хотя оно должно быть в свободном доступе, мне его получить не удалось. Выдают его только по запросу на имя генерального директора, как и остальные документы, которые касаются рабочих. Все засекречено. Вход закрыт не только для простого рабочего, но и для руководителя профсоюза.
— Виктор Павлович, что, на ваш взгляд, объединяет членов профсоюза "Солидарность"? — Нас объединяет необходимость защиты. Такое ощущение, что простого рабочего на предприятии отдельные руководители не считают за человека. Например, женщина беременна, должна находиться на легком труде, а ей могут дать тяжелую работу. А если у нее возникают проблемы со здоровьем, руководитель заявляет, что "наши матери и в бороздах рожали"... После отдельных случаев подобных нарушений и моих разговоров с генеральным директором к работницам отношение улучшилось.
— Изменение отношения со стороны работодателя и является основной целью вашего профсоюза? — Основная цель — защита интересов рабочих. Если налицо нарушение прав рабочего, мы инициируем обращение в суд, в прокуратуру, берем на себя полную оплату юридических услуг. Естественно, приоритетными целями остается повышение заработной платы рабочим, обеспечение достойного отдыха. Разница между заработной платой администрации и квалифицированных рабочих в иных случаях доходит более чем до пяти раз. Мы пытаемся изменить ситуацию, но сделать это непросто. Если в начале своей деятельности руководство было более близко к людям, то в последнее время к генеральному директору тяжело попасть даже по официальному запросу.
— И все же какие достижения вашего профсоюза можно назвать самыми значимыми? — Силами нашего профсоюза удалось привлечь к административной ответственности за нарушение трудового законодательства ряд руководителей предприятия, в том числе и генерального директора. Мы выигрывали судебные иски, восстановили на работе незаконно уволенных работников. Побед много. Все они для нас очень значимы. Однако профсоюз не ставит свой целью решать трудовые споры исключительно через суд. Мы всегда отдаем предпочтение решению вопросов именно мирным путем, путем переговоров. Хочется отметить один момент: руководитель предприятия не всегда осознает последствия решения суда в пользу рабочего. Помимо восстановления на работе, оплаты вынужденного прогула и выплаты материальной компенсации рабочему вполне логично и законно — и это необходимо делать — требовать привлечения руководителя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства, так как факт нарушения доказан в ходе судебного разбирательства.
— Виктор Павлович, как вы считаете, вы отвечаете всем требованиям, предъявляемым к профсоюзному лидеру? Каким он должен быть в идеале? - В первую очередь честным, принципиальным и в определенной степени азартным. Азарт заключается в работе по защите людей. Если рабочие тебе доверяют, то надо работать по полной программе. Руководитель профсоюзной организации не имеет нормированного рабочего дня. У меня даже установка такая есть, что если рабочему надо писать объяснительную, а он не знает как — звоните мне в любое время, я приеду и помогу правильно и грамотно ее составить. Хочется надеяться, что требованиям лидера профсоюзной организации я отвечаю в полной мере.
— Какие отношения сложились между членами профсоюза "Солидарность"? — Доверительные и очень дружеские. Мы все друг за друга держимся. Я же гарантирую, что права каждого работника будут отстаиваться до последнего.
- В своей работе вы должны опираться не только на членов профсоюза, но и на государственные структуры. Есть ли диалог с представителями городской администрации, прокуратурой, судами? С какими другими общественными объединениями Шарьи вы взаимодействуете? — Мы контактируем и с прокуратурой, с судами по проблемам нарушения трудового законодательства. Прежде чем обращаться к генеральному директору по вопросам повышения заработной платы на основании повышения прожиточного минимума, подорожания потребительской корзины, я консультируюсь с администрацией, получаю данные. В Шарье мы взаимодействуем с другими профсоюзами города. Два года назад я ездил в Польшу на аналогичное нашему предприятие "Кронопол". Там была возможность ознакомиться как с организацией производства, так и с деятельностью польского профсоюза.
— Кстати, в свое время было знаменитое польское политическое движение "Солидарность", зародившееся из профсоюзного движения. Совпадение названий случайно или вы изучали опыт польской "Солидарности"? — Названия нашей организации и польского профсоюза совершенно не связаны. Когда появился второй профсоюз, надо было как-то их разграничивать. И потом, нам как юридическому лицу требовалось название. Разные предложения были, в итоге остановились на "Солидарности". Никакой привязки к польскому движению не было.
— Виктор Павлович, допускаете ли вы в перспективе вариант, что "Солидарность" "Кроностара" может выйти за рамки предприятия и стать общегородским профсоюзом? — Я не вижу в этом смысла. Мне кажется, лучше сосредоточиться на проблемах одного предприятия и решать их. Тогда все будет лучше и качественнее.
Сергей Корсунов, «Костромские ведомости», № 68, 31 – 6 сентября 2010 года
|
|