|
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Гурий Никитин Кинешемцев (ок. 1620, Кострома — 1691, там же) — крупнейший мастер русской стенописи XVII века; художник-монументалист.
ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ: Гурий Никитин родился между 1620-1625 годами в семье небогатого лавочника Никиты Григорьевича Кинешемцева, который ушел из жизни в середине 50-х годов из-за быстро распространившейся чумы. Талант Гурия был, как говорится, от Бога - в его роду не было иконописцев. С ранних лет он проявил способности в живописи, и мать сделала все возможное для развития таланта ребенка. Кто был его наставником - неизвестно, однако влияние Иосифа Владимирова бесспорно. Первое упоминание о Гурие как иконописце находится в Переписной книге за 1646 год. Нет никаких сведений о его промысле в период с 1646 по 1659 года, но он, несомненно, много работал, так как в 1660 году получил аттестацию иконописца первой степени. Уже в 60-х годах Никитин был признанным мастером “стенного письма”. В 1663 году его как лучшего иконописца Костромской земли отправили в Москву, где он принял участие в росписи церкви Троицы в Никитниках. Там он и познакомился с Иосфиом Владимировым, Севастьяном Дмитриевым, Сергеем Рожковым - крупнейшими мастерами монументальной живописи. Исследователи считают, что фрески “Избиение Архидьякона Стефана”, “Видение Ездры”,и деяния апостолов явно созданы Никитиным. В Никитниковских фресках отразились классические умения живописца ясно передавать связный рассказ о событиях в сценах, расположенных в ряд. В возрасте тридцати с лишним лет Гурий Никитин возглавил артель иконописцев в росписи стен Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском. Ему принадлежат росписи сводов («Благовещение», «Сошествие во ад», «Вознесение», «Рождество Богоматери») и алтаря («Жертвенный агнец», «Омовение ног» ). Здесь уже чувствуется высвобождавшаяся индивидуальность художника: Никитин использует прием “незеркальной” симметрии, его влечет пластика фигур, они становятся намного “живее”. Мастер демонстрирует хорошее владение приемами светотени. В 1664 году Гурий оказался владельцем четырех лавок в Костроме. Ни одну из них он не приобрел- все они достались ему в наследство после смерти братьев отца. Теперь у него появляется место для сбыта своих икон и материальное положение живописца заметно улучшается. Стоит отметить, что в начале 70 годов начался подъем монументально-декоративного искусства, и художники находили все большее признание и спрос.
Гурием начинают интересовался патриарх Макарий и царь Алексей Михайлович. В 1668 году он написал четыре крупных иконы для московской церкви Григория Неокессарийского. Он также принял участие в работе над стенами Архангельского собора Кремля - несколько воинов-мучеников на столпах и отдельные части композиции «Страшного суда» принадлежат руке Никитина. Во время работ в соборе Гурий Никитин познакомился с не менее известным монументалистом Силой Саввиным, с которым он очень сблизился и в дальнейшем вместе трудился. По заказу патриарха Сила и Гурий написали иконы “Вседержитель” с 12 праздниками и страстями и “Одигитрия” для храмов Дамаска и Антиохи. С 1670 по 1675 года Гурий Никитин напряженно работает в Ростове. Там он написал около 30 икон, в том числе и для царя - “Седьмой вселенский собор”. Возглавляя именитых художников, Никитин написал множество фресок для Успенского собора и церкви Воскресения Ростовского Кремля. Никитин все больше удаляется от условно-схематичных изображений, его в первую очередь волнует не воспроизведение сюжета, но живопись как явление и способ передачи информации. Спустя почти три десятилетия Гурий возвратился в Кострому, где продолжил работу в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, начатую еще в 50х годах. Непревзойденный мастер, он написал ряд работ на тему деяний ветхозаветной Троицы, немало сюжетных композиций посвятил царской семье Романовых. Стенопись Троицкого собора в Костроме - последняя работа Гурия Никитина и его дружины. Она вошла в историю искусства как шедевр русской монументальной живописи. В 1691 году Гурий Никитин ушел в мир иной, оставив продолжателям великолепную школу стенописного мастерства, а нам- прекрасные фрески и иконы.
ПАМЯТЬ: О трудах живописца написано много искусствоведческих работ. Его имя чтят во многих православных храмах России.
Вернуться
|