|
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Андрей Арсеньевич Тарковский ((4 апреля 1932, село Завражье, Юрьевецкий район, Ивановская Промышленная область — 29 декабря 1986, Париж, Франция) — советский кинорежиссёр и сценарист. ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ: Андрей Тарковский родился 4 апреля в 1932 году, в семье талантливого поэта Арсения Александровича Тарковского. Отец оставил семью, когда юному Андрею было всего три года. Сына он не забывал и часто писал ему, даже с фронта. Воспитанием ребенка занималась мать Мария Ивановна, всю жизнь проработавшая коррективом в типографии. Помимо постоянных домашних дел она умудрялась вести дневник, в котором подробно описывала развитие малыша. Мария Иванова очень заботилась об образовании и воспитании сына: помимо общеобразовательной Андрей закончил художественную и музыкальную школы. “Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери”- написал он в своей автобиографии. Несмотря на то, что большую часть своего детства и отрочества Андрей провел в Москве, именно Завражье останется в его памяти образом отчего дома. В 1951 году Андрей Тарковский поступил в Институт востоковедения, однако после трех лет учебы он покинул институт. Причиной послужила травма, полученная на уроке физкультуры. Сам Тарковский позже отметит, что занятия его не удовлетворяли, да и выбор профессии он сделал уж слишком поспешно. Это ли не истинная причина? После института он отправился в экспедицию в далёкий Туруханский район Красноярского края, где он год проработал коллектором. По возвращении из экспедиции в 1954 году Андрей поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Тарковский пришел в кино, что называется, вовремя. Было время правления Хрущева и кинематограф просыпался после длительной спячки. С появлением новых идей требовались и новые художники с нестандартным мышлением. Андрей Арсеньевич был одним из таких новоиспеченных режиссеров. С отличием закончив ВГИК, он вместе с Андреем Кончаловским снимает дипломную работу под названием "Каток и скрипка". В этой небольшой картине, продолжительностью всего 46 минут, уже проявляются неповторимые черты яркой индивидуальности Тарковского. В 1962 году Андрей Арсеньевич выступил со своим первым полнометражным фильмом “Иваново детство”, который сыскал любовь публики не только в СССР, но и за рубежом. Фильм был удостоен «Золотого льва святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции и других наград. Следующий фильм Тарковского посвящен жизни великого русского иконописца Андрея Рублева. Заявку на съемки этого фильма он подал еще в 1961 году, однако требовались большие подготовительные работы. Главной целью картины было не изобразить жизнь мастера, но показать его глазами всю пестроту и ужас переломной эпохи. Сам фильм состоит из восьми не связанных между собой сюжетной канвой новелл. Фильм поняли не все, режиссера обвиняли в чрезмерной пессимистичности. Советский зритель увидел его лишь в 1971 году, причем картина сразу же стала классикой отечественного кинематографа. В то время как фильм “Рублев” вышел в прокат, Андрей Тарковский работал над экранизацией романа польского Станислава Лема “Солярис”. Герои этого фантастической драмы, представители цивилизации будущего, обитают в искусственном мире космической станции. Здесь Тарковский показал существование духовного начала в человеке в не зависимости от национальности и культурных традиций. Менее всего художника интересовало техническое воплощение будущего. В этом фильм часто противопоставляют “Космической Одиссее” Кубрика. Окончив в 1972 году съемки “Соляриса” режиссер начинает работу над картиной “Зеркало”. Один из самых глубоких и сложных фильмов Тарковского не был одобрен секретариатом правления Союза кинематографистов. Верхам он показался непонятным, не массовым. К тому же в нем присутствовал антитоталитарный подтекст. Фильм выходит ограниченным тиражом. Следующая картина “Сталкер”, снятая по повести “Пикник на обочине” братьев Стругатских, была своего рода шагом навстречу властям, ведь в ней есть намек на кризис технократической цивилизации. А технический прогресс - цель капиталистического строя. В 1980 году, после получения премии заслуженного артиста РСФСР, Тарковский отправился в Италию на съемки фильма “Ностальгия”. В этой сложной картине переплетается русская тоска о родном крае с мировой скорбью и мотивам несовершенства нашего мира. В 1983 году «Ностальгия» был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри. Из Италии Тарковский так и не вернулся в СССР. Снятый в Швеции фильм «Жертвоприношение» стал последней работой режиссёра. Андрей Арсеньевич Тарковский умер от рака лёгких в Париже в возрасте 54 лет в 1986 году. Его похоронили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. В 1990 году Тарковский был посмертно удостоен Ленинской премии. ПАМЯТЬ: В 2007 году в честь 75-летия со дня рождения Андрея Тарковского учреждён «Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского», который проводится в городе Иванове. Именем Андрея Тарковского названа малая планета № 3345, открытая советским астрономом Людмилой Карачкиной. 1 сентября 2009 года у входа во ВГИК был открыт памятник трём его известным выпускникам, среди которых и Андрей Тарковский. Автор памятника — скульптор Алексей Алексеевич Благовестнов. 30 октября 2004 года в селе Завражье Кадыйского района открылся историко-культурный музей, две экспозиции которого посвящены о. Павлу Флоренскому и Андрею Арсеньевичу Тарковскому.
Вернуться
|