|
Судьба «красного мэра»
До настоящего времени мало кому известно, что знаменитый писатель, сценарист, журналист, автор «Красных дьяволят» Павел Андреевич Бляхин был не только талантливым литератором и артистом, но и известным политиком. После Февральской революции 1917 года бывший подпольщик Павел Бляхин был избран первым в истории Костромы председателем губернского центрального бюро профсоюзов, затем – депутатом Костромской городской думы, а вскоре – и председателем Костромского губисполкома.
Павел, Павлуша, Пандик Бляхин, как его нежно называли родители, родился 20 декабря 1886 года в селе Быково Астраханской губернии в многодетной крестьянской семье. Когда Павлу было всего 5 лет, его мать, Вера Андреевна, умерла от голода, нужды и болезней. Отец, Андрей Григорьевич, не в силах в одиночку прокормить большую семью, был вынужден отдать своего младшего сына Павлушу на воспитание к богатому дяде Александру Васильевичу Синицкому, который жил в зажиточном рыбацком селе Селитренное Енотаевского уезда Астраханской губернии. У дяди Павел со временем стал батрачонком. Он ухаживал за скотом, сторожил хлеба и бахчи, убирал урожай, носил воду, молча снося побои и унижения.
В Селитренном Павел выучился чтению и письму. Обладая природным слухом и прекрасным голосом, он пел в церковном хоре, овладел нотной грамотой. В 1903 году по вызову своей первой учительницы, революционерки Веры Сергеевны, он выехал в Астрахань, где был принят в ряды РСДРП. Обладая природной пытливостью и театральными талантами, он быстро стал хорошим агитатором-пропагандистом. Однако уже в 1904 году из-за преследований властей был вынужден переехать в Баку, затем вел подпольную партийную борьбу в Тифлисе, Ташкенте, Ашхабаде, на Украине и в Москве. Выступал с пламенными речами на уличных митингах, собраниях на фабриках и заводах.
За свою революционную деятельность Бляхин пять раз арестовывался, два года провел более чем в 20 тюрьмах, отбыл около трех лет ссылки, многие месяцы шел по этапу. Когда удавалось, работал переплетчиком, наборщиком, чернорабочим на нефтяных промыслах, конторщиком, учителем, артистом.
В 1915 году Московский Комитет партии направил Бляхина в Кострому. Здесь опытный подпольщик, сменивший с десяток фамилий, работал под прикрытием в сельскохозяйственном обществе инструктором по культуре. После Октябрьской революции «товарищ Павел» стал одним из самых ярких депутатов Костромской городской Думы, а затем - первым «красным мэром» и даже «красным губернатором» Костромы. Казалось, секретарь костромского губкома Бляхин успевал все: руководить разрушенным войной хозяйством, заниматься подготовкой партийных кадров, публиковать в газетах программные выступления на злобу дня, спасать направляемых в Кострому голодающих детей Поволжья... При этом не менее 8 часов в неделю он отдавал лекционной работе и встречам с трудящимися. А в свободное время писал пьесы и участвовал в подготовке театральных постановок. Когда в октябре 1921 года ЦК РКП(б) принял решение командировать П.А. Бляхина для работы в Баку, костромские коллеги направили в ЦК ходатайство направить в город сразу двух опытных революционеров Козлова и Растопчина, чтобы восполнить потери в связи с отъездом Павла Андреевича. В характеристике костромского губкома о Бляхине осталась запись: «Крупный партийный и советский работник губернского масштаба. Многоинициативный, очень популярный работник в рабочих массах. Может работать в государственном масштабе».
«Гвардии писатель»
Во время путешествия из Костромы в Баку председатель костромского губревкома Павел Бляхин сумел осуществить свою давнюю мечту - написать книгу о юных героях революции, получившую название «Красные дьяволята». Повесть появилась на свет в поезде в октябре-ноябре тревожного 1921 года. Историю о приключениях подростков Миши и Дуняши, ставших разведчиками в армии Буденного, Павел Бляхин писал огрызком карандаша на обрывках оберточной бумаги, чтобы скоротать время и развлечь в дороге своего сынишку. Когда их теплушка спустя месяц добралась-таки до места назначения, автор, не долго думая, отправился предложить свой труд к публикации... прямиком в Бакинский райком комсомола.
Уже в 1922 году захватывающая книга Павла Андреевича Бляхина была впервые опубликована в Баку. Успех ее был потрясающим! По этой повести в 1923 году режиссер Иван Перестиани снял немой фильм «Красные дьяволята», который немедленно начал свое триумфальное шествие по экранам страны. Сценарий к картине написал сам автор - Павел Бляхин.
Судьба книги оказалась счастливой, во многом определив дальнейшую судьбу автора. Годы спустя из-под пера «красного мэра» выйдут десятки очерков, статей и сценариев. В качестве военного корреспондента Павел Бляхин пройдет всю Отечественную войну. Потеряет на фронте своего единственного сына Женю. Горечь потери он переложит на бумагу, следуя незыблемому принципу: «ничего кроме правды». Солдаты назовут своего любимого автора «гвардии писателем». За героизм он будет награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени, медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
В 1945 году не щадивший себя в окопах Павел Бляхин серьезно заболел. Несмотря на развившуюся эмфизему легких, он продолжал много работать и еще несколько лет радовал читателей новыми очерками, романами и киносценариями. Свет увидели трилогия «Дни мятежные», дневники «Годы великих испытаний», повести «На рассвете», «Москва в огне». Утром 19 июня 1961 года на 75-м году жизни Павла Андреевича не стало. Вышедшая 22 июня «Литературная газета», а вслед за ней и газета «Правда», поместили большой некролог «видного советского писателя, прозаика и кинодраматурга, благородного человека» Павла Андреевича Бляхина, сообщив, что память о нем надолго сохранится в сердцах его многочисленных читателей, в памяти народа, для которого он жил, боролся, творил.
Первый фильм революции
Выход фильма «Красные дьяволята» широко и с огромным интересом освещался в центральных и местных газетах и журналах. 27 ноября московская «Киногазета» даже посвятила фильму передовую статью под характерным названием «Первый фильм революции». «Все прекрасно в этой картине, - отмечала газета, - и оригинальный, остроумный сценарий, весь сотканный из революции, весь наш, до последней буквы. И чудесные молодые актеры, дышащие бодростью и комсомольской отвагой. И прозрачная, напоенная солнцем фотография… Так радует нас эта изумительная картина».
В годы Великой Отечественной войны легендарный фильм «Красные дьяволята» получил свое второе рождение. В 1943 году он был сведен в одну серию и озвучен. Фильм начал сражаться на фронтах вместе со своим создателем, военным корреспондентом Павлом Бляхиным. Сохранились сведения, что в осажденном Севастополе этот фильм показывали не менее трехсот раз (!), перетаскивая киноленту из блиндажа в блиндаж под непрерывным огнем противника.
Еще через два десятилетия «Красные дьяволята» вновь завладели сердцами миллионов советских мальчишек и девчонок. Снятая по мотивам бляхинских «дьяволят» картина «Неуловимые мстители», впервые вышедшая на экраны уже после смерти знаменитого сценариста, стала лидером проката в 1967 году. Фильм посмотрело 54 миллиона зрителей!
Успех экранизации был невероятным. За эту картину Режиссер Эдмонд Кеосаян получил премию ЦК ВЛКСМ "Алая гвоздика" в 1968 году. Воодушевленный оглушительным успехом фильма Эдмонд Кеосаян снял продолжение приключений отважной четверки - «Новые приключения неуловимых» (1968) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971).
Вернуться
|