Биографическая справка
Василий Васильевич Розанов (20 апреля 1856, Ветлуга — 5 февраля 1919, Сергиев Посад) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист.
Жизнь и деяния
Василий Васильевич Розанов родился 20 апреля (2 мая) 1856 года в городе Ветлуга Костромской губернии. В 1861 году семья переехала в Кострому.
В 14 лет будущий философ и писатель остался сиротой и воспитывался старшим братом Николаем. В 1870 году переехал с братьями в Симбирск, затем в Нижний Новгород, где окончил гимназию.
После гимназии поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал лекции С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского, Ф.Е. Корша и др.
Окончив университет в 1882 году, отказался держать экзамен на магистра, решив заниматься свободным творчеством. В 1882—1893 годах преподавал в гимназиях Брянска, Симбирска, Ельца, Белого, Вязьме. Его первая книга «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (1886) (представляла собой один из вариантов гегельянского обоснования науки) успеха не имела.
Большую известность получил в 1891 году литературно-философский этюд Розанова «Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского», положивший начало последующему истолкованию Ф.М. Достоевского как религиозного мыслителя у Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и других мыслителей; позднее Розанов сблизился с ними как участник религиозно-философских собраний (1901—1903 года). В 1900 году Мережковским, Минским, Гиппиус и Розановым основывается Религиозно-Философское Общество. С конца 1890-х годов Розанов стал известным журналистом позднеславянофильского толка, работал в журналах «Русский вестник» и «Русское обозрение», публиковался в газете «Новое время».
Несогласие философа с постановкой школьного образования в России выражено в статьях «Сумерки просвещения» и «Афоризмы и наблюдения». В сочувственных тонах описывал брожение в период русской Революции 1905—1907 годов в книге «Когда начальство ушло». Сборники «Религия и культура» (1899 год) и «Природа и история» (1900 год) были попытками Розанова найти решение социальных и мировоззренческих проблем в церковной религиозности. Однако его отношение к православной церкви («Около церковных стен») оставалось противоречивым. Вопросам отношения церкви к проблематике семьи и сексуальным отношениям посвящена книга «Семейный вопрос в России».
Статьи Розанова, посвящённые делу Бейлиса привели к конфликту с Религиозно-Философским Обществом. Религиозно-Философское Общество, признавшее процесс Бейлиса «оскорблением всего русского народа», призвало Розанова выйти из своего состава, что он вскоре и сделал.
Поздние книги 1912-1915 годов: «Уединённое», «Смертное» и «Опавшие листья» представляют собой собрание разрозненных эссеистических набросков, беглых умозрений, дневниковых записей, внутренних диалогов, объединённых по настроению. В набросках «Апокалипсис нашего времени» (1917-1918 года) Розанов с отчаянием и безнадёжностью принимает неизбежность революционной катастрофы, полагая её трагическим завершением российской истории.
Октябрь 1917 года выбил почву из-под ног В.В. Розанова и он перебирается в Сергиев Посад, где служил его лучший друг – священник Павел Флоренский. 1918-1919 – череда сплошных несчастий в жизни писателя, постоянно ищущего работы, что привело к инсульту. Перед кончиной Розанов открыто нищенствовал, голодал.
Скончался Василий Васильевич 4 февраля 1919 года, похоронен с северной стороны храма Гефсиманского Черниговского скита в Сергиевом Посаде.
Памятные места в Костроме
Родился в городе Ветлуга Костромской губернии. В 1861 году семья переехала в Кострому. Жили в доме близ Камаева пруда на ул. Долматова (теперь снесен).
В Костромском государственном технологическом университете ежегодно проходят Розановские чтения. В 2006 году в КГТУ прошло торжественное празднование, посвященное 150-летию со дня рождения В.В.Розанова.
Вернуться
|