Биографическая справка
Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля 1878 года, Астрахань — 26 мая 1927 года, Ленинград) - русский художник.
Жизнь и деяния
Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани провел там всю юность. В 5 лет маленький Боря начал рисовать, а в 9 лет бесповоротно решил стать художником.
С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова. Уехал в Петеpбуpг, в 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где обучался у В.Е. Савинского, И.Е. Репина.
Для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему «На базаре» и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Именно тогда он узнал и полюбил навсегда, открыл для себя в Кинешме «вторую родину». Здесь он построит дачу и назовет ее «Терем» и проведет самые счастливые свои дни, встретит Юлию Евстафьевну Пpошинскую - свою будущую жену.
В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Во время своей поездки по Европе, изучал и копировал работы старых мастеров. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников».В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журналах «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), «Адская почта», «Искры». С 1907 года — член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. К 1910 году Боpис Михайлович становится всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Золотые медали сыплются как из pога изобилия, а он сбегает от сиятельных заказчиков в свой «Теpем» где он по-нашему счастлив...
С 1911 года становится членом возобновившегося «Мира искусства». В 1913 - преподает в Новой художественной мастерской в Санкт-Петербурге. В 1923 - член Ассоциации художников революционной России.
В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки туберкулёза позвоночника, через семь лет тяжелой болезни он оказывается прикован к инвалидному креслу, однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения. Обладая твёрдым штрихом, работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.
Борис Михайлович мечтал увидеть свои творения в музеях, в Третьяковке, где стали достоянием народа. Но их не спешили показывать. Не смотря на это Кустодиев с первых дней принял революцию. Его холсты «Большевик», «Праздник II конгресса Коминтерна» и многие другие сегодня считаются классикой.
Особое место в жизни Кустодиева занимала дружба с Ф.И. Шаляпиным. Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее.
Иллюстрации Кустодиева к произведениям А.С. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, А. Толстого, А. Островского, Н. Лескова декорации и костюмы к постановкам «Горячего сердца» Островского, «Смерти Пазухина» М. Салтыкова-Щедpина, «Левши» Н Лескова, стали классикой русской театрально-декорационной живописи. Это наследие ему место среди крупнейших мастеров русского искусства первой четверти XX века.
Незадолго до смерти Борис Михайлович просит посадить на его могиле березу и не ставить надгробную плиту. Похоронен он был на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Памятные места в Костроме
Многие работы Кустодиева в Кострому попали в 1982 году из расформированного в селе Островское музея художника. Теперь в планах такой музей возродить, но уже в Костроме, чтобы любой турист мог сравнить великолепную живопись и натуру. И даже попытаться отгадать точку, с какой художник видел костромские храмы, торговые ряды или каланчу. Здесь же, в Костромской губернии в городе Кинешма он построил дом-мастерскую, названную им «Терем».
Вернуться
|