|
Талоны на проесть
23.10.2010
В России хотят ввести продовольственные карточки - для малоимущих Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) предлагает правительству и Госдуме вернуться к идее продуктовых талонов. Несмотря на негативные ассоциации, возникающие при этом у российских граждан, идея уже начинает воплощаться в жизнь. И дело не только в том, что борьба с ростом цен неэффективна, дорого обходится экономике и бюджету. Возможно, мы вступаем в эпоху, когда сы¬тость вновь становится ценностью.
По словам председателя президиума АКОРТ Льва Хасиса, выглядеть это должно так: бюджетные дотации на оплату продуктов питания будут начисляться малоимущим гражданам на карточки, а уже с карточек они смогут купить продукты в магазинах, за исключением табака и алкоголя. Точно так же работает система food stamps в США, которой ежегодно пользуются до 40 млн. человек. Там тоже есть ограничения по табаку и алкоголю, более того, потратить полученные деньги можно лишь на продукты социально значимые. В России может появиться не список продуктов, а перечень магазинов, где будут продаваться социально значимые продукты по жестко регулируемым государством ценам. А так как банковские карточки у российских бедняков встречаются реже, чем у американских, предлагается заменить их продуктовыми талонами. С тем, что талоны будят воспоминания о пустых прилавках 90-х, авторы инициативы не согласны. "Нам очень часто говорят, что население с ужасом относится к введению продовольственных карт. Никакого ужаса нет. Я недавно читал опрос общественного мнения: более 60% населения поддерживают введение прямых дотаций на приобретение продуктов питания для малоимущих", — заявил Хасис.
Можно, конечно, задуматься о том, не является ли результат такого опроса признаком того, что уже 60% российского населения становится невмоготу от стремительного подорожания продуктов. Но факт остается фактом: идея введения продуктовых талонов овладевает умами общественности. Так, Рос¬сийский зерновой союз предлагал Минсельхозу ввести социальные продовольственные карты еще в феврале: по мнению аграриев, на это потребовалось бы из бюджета 4,8 млрд. рублей. В августе председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев не исключил введения системы социальных талонов на продукты питания. А Общественная палата РФ подготовила проектпрограммы, предлагающий введение продовольственных карточек для россиян, чьи доходы ниже прожиточного минимума. И если, например, бизнес-интересы зернового лобби или ритейлеров просматриваются вполне определенно, то беспокойство ОП один из авторов предложения, зампред Комиссии по социальным вопросам и демографической политике Борис Альтшулер, объяснил так: в России сегодня 11 миллионов недоедающих детей.
Конечно, это не голод и можно с уверенностью сказать, что до голода дело в России не дойдет — тому порукой не только действительно большие изменения, которые произошли в российском агропроме за последние 20 лет, но и начало большой выборной гонки. Но вот пересматривать свой рацион сейчас приходится очень многим россиянам. Те, что пообеспеченнее, часто могут его из-за экономии даже улучшить: например, прекратить покупать неполезные сладости, снеки, копчености и сладкие газировки. Но основная масса российских граждан, увы, урезает в своем рационе вначале долю фруктов, затем рыбы (и так потребляемой катастрофически мало), затем мяса и молока. В результате авитаминоз распространен повсеместно даже в южных, богатых фруктами областях, а нехватка белка в детском рационе может угрожать интеллектуальному потенциалу нации.
По данным Росстата, за последний месяц цены на ту же гречку выросли на 24,7%, на яйца — на 34,2%, на молочные продукты — почти на 6%. Причем, по прогнозам аналитиков рынка, в ближайшее время рост цен может лишь немного замедлиться, с тем чтобы в начале будущего года продолжиться с новой силой. Сделать что-то с ценами правительство по большому счету не может: продукты дорожают, увы, и по вполне объективным причинам. И дело не только в засухе и неурожае.
Стоит вспомнить, что впервые о продуктовых талонах заговорили в 2008 году—тогда впервые на мировых рынках случился взрывообразный рост цен на продовольствие, а в России некоторые продукты подорожали на 40—50%. По мнению главы Гумбольдтского форума по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (HFFA) немецкого агроэкономиста Харальда фон Вицке, эпоха дешевой еды кончилась — в нынешнем столетии цены на продукты питания будут неуклонно расти. "Мы знаем, что спрос на продовольствие на нашей планете в первой половине XXI века удвоится, — заявил ученый в недавнем интервью Deutsche Welle. — Наполовину это будет связано с высокими темпами роста народонаселения, наполовину — с растущими доходами жителей многих развивающихся стран, что ведет к увеличению потребления продуктов питания". Так что, похоже, мировой кризис лишь прервал на время новую тенденцию, и всем нам снова придется вспомнить о хлебе насущном. Что значит: проблема XX века "опять нечего надеть" сменится многовековым "кушать хочется". Это смена парадигмы всего потребительского поведения, и не только.
А эксперимент с продовольственными талонами уже начали власти Новороссийска: с октября здешним беднякам положено по шесть батонов хлеба и по шесть пакетов молока в месяц. Процесс пошел?
Татьяна Рыбакова, « Московский комсомолец», № 43. 20 – 27 октября 2010 года
|
|