|
Мы должны знать реальную цену услуги
16.12.2008
В начале декабря в администрации области прошло совещание по тарифной политике. Прессу на него не пустили.
Однако о чем там говорилось, рассказал губернатор по окончании совещания.
- Мы приняли ряд решений. Во-первых, сформирована рабочая группа, которая в течение месяца проанализирует ситуацию на предприятиях коммунального хозяйства. Мы хотим разобраться с экономикой, точно знать, из чего складывается стоимость услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, утилизации бытовых отходов.
Во-вторых, по сравнению с 2007 годом несколько возросла цена на топочный мазут, на уголь. На природный газ в наступающем году цена вырастет на 25 процентов, прочие энерготарифы поднимутся на 16 процентов. Это означает, что нам придется пойти по пути повышения цен на услуги предприятий коммунального хозяйства, но только по двум составляющим - цене на топливо и повышению оплаты труда в рамках единой тарифной сетки. Но этот рост будет незначительным, и мы не дойдем до предельной планки, установленной Федеральной службой по тарифам. Первоначально звучавшие прогнозы, что их рост достигнет 43 процентов, в нашем регионе не оправдаются. Какими они будут, точно пока не скажу - мы должны выяснить структуру затрат предприятий, предоставляющих услуги. Не позволив необоснованно завышать цену услуг, мы, однако, на днях примем акт, касающихся муниципальных образований: если они устанавливают тариф ниже экономически оправданного, то необходимые расходы обязаны предусмотреть в своих бюджетах. Без расчета на помощь от областной администрации.
К сожалению, в тарифной истории есть и печальная сторона. В 2005 году была поставлена цель перейти на 100-процентную оплату населением услуг ЖКХ. В 2005-2007 годах правительство РФ каждому региону выделяло дотации на покрытие разницы между стоимостью услуг и их фактической оплатой. За все три года наша область не перешла на полную оплату услуг ЖКХ. И дотаций больше не получает. Тем более нам надо выяснить реальную стоимость услуг и их оптимизировать. А резервы здесь есть. Я удивлен тем, что большинство предприятий не имеют программы приведения в нормативное состояние оборудования, на котором зарабатывают деньги.
Другая проблема - у нас не гибкая, неэластичная система ценообразования. Мы из года в год повышаем тарифы, не утруждая себя разобраться в их экономике. Задача рабочей группы, о которой я сказал, не только выяснить обоснованность цены, но и предложить меры по снижению издержек и их себестоимости. Возьмем, к примеру, теплоснабжение, которым пользуются и население, и промышленные предприятия. Потери здесь составляют от 25 до 40 процентов это во-первых. Во-вторых, надо сделать расчет: чем выгоднее топить - газом, углем, торфом, мазутом или отходами лесопиления? Это позволить улучшить экономику предприятий, а следовательно, уменьшить тариф.
Возьмем нынешнюю ситуацию. Цена на нефть упала в пять раз. Следовало бы ожидать, что подешевеют все виды топлива, и в первую очередь топочный мазут. Но этого не происходит. Мы тем не менее заложили в бюджет понижение его цены с 16000 до 8000 рублей за тонну и столкнулись с тем, что в законодательстве не предусмотрено снижение цены. Федеральный закон №94-ФЗ даже не допускает такой ситуации, что цена на топливо и на другие товары и услуги может снижаться. Эта коллизия новая не только для нашей области, но и для страны в целом.
"Костромские ведомости", 16.12.2008 г., № 51
|
|