Энергоэффективность — составляющие успеха
13.07.2010
Конкуренция, инвестиционная привлекательность и льготное кредитование Р
РБК daily опросила ведущих специалистов в области повышения энергоэффективности и энергосбережения. Что необходимо сделать для того, чтобы эти процессы заработали в полную силу?
— На сегодняшний день существует достаточно большой объем сдерживающих факторов развития энергосбережения в России. На ваш взгляд, что может мотивировать участников рынка электроэнергетики к реализации этой государственной инициативы?
МАКСИМ ДУБИНСКИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» КОМПАНИИ Р.В.С.
В первую очередь участников рынка сдерживает недостаточная инвестиционная привлекательность энергосбережения. В особенности это характерно для крупных проектов, направленных на повышение энергоэффективности. Низкая инвестиционная привлекательность объясняется двумя основными факторами: а) достаточно высокие ставки кредитования (как правило, для реализации проектов в области энергосбережения используются заемные средства); б) недостаточно высокая стоимость энергоресурсов на внутреннем рынке. Для некоторых потребителей электроэнергии отпускная цена за 1 кВт ч на 2010 год не превышает 80 коп. Разумеется, при столь низких тарифах даже значительная экономия энергоресурсов в натуральном выражении не приносит особой отдачи. Эти факторы приводят к чрезмерно низкой рентабельности инвестиций в энергосбережение, а то и вовсе их неокупаемости.
МИХАИЛ ШАПИРО ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ООО «ДАНФОСС»
Сейчас есть много примеров, когда производители энергоресурсов по собственной инициативе внедряют энергосберегающие решения и технологии, в том числе и на стороне потребителей, за свой счет. Мощности энергокомпаний предельны, оборудование со временем изнашивается, а потребление энергоресурсов неуклонно растет. Строительство новых генераций — процесс затратный и длительный, а рынок не может перейти в режим ожидания. Очевидное решение проблемы — это оптимизация энергопотребления, в частности, внедрение средств индивидуального учета и регулируемого потребления тепловой энергии. Это основные стимуляторы энергосбережения для потребителя, поскольку дают довольно быстрый эффект. Так, согласно нашим расчетам, проведение подобных мероприятий в секторе ЖКХ требует капиталовложений в объеме 200—350 руб. в пересчете на квадратный метр жилья, которые должны окупиться в течение двух-трех лет и обеспечить снижение теплопотребления до 45%.
АННА-КРИСТИНА ЛЯШЕНКО ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО ЭКОНОМИКЕ И ФИНАНСАМ КОМПАНИИ «НОВАЯ ЭРА»
Самая существенная мотивация для участников рынка электроэнергетики к энергосбережению — развитие конкуренции между ними за потребителя и инвестора, становление такой конкуренции, которая заставляет сокращать издержки и внедрять инновации.
РУСЛАН ПАХОМОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РОССИЙСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ GENERAL ELECTRIC ENERGY
Существует три основных фактора, которые мотивируют к внедрению энергосберегающих технологий: стоимость энергоносителей, государственные стимулирующие действия (налоги, поощрение свободной конкуренции и т.д.) и запретительные меры (технические регламенты и т.д.). Баланс этих трех факторов дает максимальный эффект.
КОНСТАНТИН ПАЙКОВ ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР КОМПАНИИ «НГ-ЭНЕРГО»
На мой взгляд, эффективность нужно делить на составляющие: эффективность производства потребляемых видов энергии, эффективность передачи (в том числе сокращение потерь), эффективность потребления и использования (преобразование при потреблении в механическую, световую и т. д.). Потребителя можно стимулировать только платой за фактически потребленные ресурсы (по счетчикам), а не по нормам расхода.
ИЛЬЯ ГОРБУЛЕВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ГРУППЫ КОМПАНИЙ «РТ ИНЖИНИРИНГ»
Сейчас это всего два условия — конкуренция и экономические преференции. Реальная конкурентная борьба энергоемких предприятий (металлургия и т.д.) на внутреннем рынке заставит их внимательно относиться к своим издержкам. Сейчас конкуренции практически нет, ведь внутренний рынок для них значительно меньше экспортного, а на внешних рынках они и так дешевле своих основных конкурентов. Что касается второго условия, то это должны быть определенные налоговые льготы и преференции, стимулирующие сокращение энергопотребления и переход на более новые производственные технологии.
— Что конкретно может стимулировать вашу компанию на реализацию программы энерго¬сбережения и повышения энергоэффективности?
МАКСИМ ДУБИНСКИЙ
Для мотивации участников рынка следует повысить инвестиционную привлекательность энергосбережения: значительно увеличить тарифы и реализовать на практике программу льготного кредитования энергосбережения под государственные гарантии банкам. Со стороны предприятий — потребителей энергоресурсов следует в первую очередь обратить внимание на повышение уровня информированности как персонала, так и менеджмента о ситуации в сфере энергосбережения. Низкая культура производства, отсутствие систем учета расхода энергоресурсов, отсутствие политики (программы) в области энергоменеджмента (или хотя бы энергосбережения), отсутствие систем финансовой мотивации энергосбережения — вот основные причины невероятно высокой энергоемкости отечественных потребителей энергоресурсов.
МИХАИЛ ШАПИРО
Мы готовы вкладывать в энергоэффективные проекты собственные средства, если будет отработан механизм их возврата. На сегодняшний день мы уже тесно сотрудничаем с администрациями ряда российских регионов. Одним из примеров может служить детский сад «Семицветик» — первый объект будущего энергоэффективного квартала в городе Апатиты. Здесь будет проведена комплексная модернизация системы теплоснабжения, включая установку современного автоматизированного индивидуального теплового пункта Danfoss. Мы со своей стороны на безвозмездной основе предоставляем оборудование для теплового узла, а город оплатит его проектирование, монтаж и проведение пусконаладочных работ. Таким образом, мы уже имеем необходимый практический опыт реализации программ энергосбережения и готовы применять его более широко в любом регионе.
МАРИНА ВЕРЕТЕННИКОВА ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОАО «НОВАЯ ЭНЕРГИЯ»
Введение всякого рода запретительных мер на применение конкретных типов энергопотребляющих устройств желательно синхронизировать с развитием их производства в России. Поэтому очень важно со стороны государства поддержать выпуск отечественной инновационной продукции. Компании заинтересованы прежде всего в мерах финансового стимулирования (налоговые и таможенные льготы и т.д.). Вместе с тем только государство может взять на себя миссию стимулировать распространение идей энергосбережения среди населения как конечного потребителя, а населению необходимо понять, что внедрение энергосберегающих технологий позволит экономить не только государственные деньги, но и семейный бюджет.
— Как вы считаете, на данный момент существует больше стимулов или санкций в области энергосбережения в вашем отраслевом сегменте?
АННА-КРИСТИНА ЛЯШЕНКО
На данный момент существуют декларации, определены санкции, но стимулы не созданы.
МИХАИЛ ШАПИРО
Стимулов более чем достаточно. Об этом свидетельствует опыт предприятий, ТСЖ, коммунальных и муниципальных структур, которые успешно внедряют энергосберегающие технологии и получают от их применения совершенно реальный экономический эффект. Принятый в конце прошлого года закон об энергосбережении сделал эти стимулы более очевидными. Конечно, определенные препятствия существуют, но они есть всегда и в любом деле. Остается некоторая несогласованность между интересами потребителей и производителей энергоресурсов, в том числе в электроэнергетике и теплоснабжении.
АННА КУСТОВА ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ЗАО «ЭНЕРГО-СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ»
Стимулов сейчас фактически нет. Но государство уже начинает предпринимать действия в этой области, запущен ряд пилотных проектов на региональном уровне, таких как «Энергоэффективный город», «Энергоэффективный квартал». Еще не решен вопрос кредитных и страховых продуктов для реализации перфоманс-контрактов. Хочу отметить еще одну проблему: реакционность специалистов на местах. Изначально энергоресурсосбережение не ставилось приоритетной задачей при обучении энергетиков, и сегодня мы приходим к тому, что ряд специалистов старой закалки не готовы системно работать над вопросами энергоэффективности. Эту проблему можно решить, только изменив систему управления энергоресурсами на предприятиях, внедряя стандарты энергоменеджмента.
РУСЛАН ПАХОМОВ
Мы работаем во многих странах, в различных ситуациях. Если говорить о Европе, европейское сообщество опережает многие страны по развитию программ, направленных на стимулирование энергосбережения в строительстве, автомобильной индустрии, использовании возобновляемых источников для генерации электрической энергии и т.д. Усилия России в этом отношении, особенно в последнее время, демонстрируют тот же подход — переход от санкций к стимулированию энергосберегающих технологий. Например, на это направлен указ президента Медведева № 889 от 04.06.2008 о том, что российские предприятия, внедряющие у себя энергосберегающие технологии и возобновляемые энергоносители, будут получать скидки по тарифам и субсидии.
— Какими, на ваш взгляд, должны быть ближайшие мероприятия со стороны госорганов по стимулированию к повышению энергоэффективности? Со стороны самих предприятий? Потребителей?
АННА-КРИСТИНА ЛЯШЕНКО
Хотелось бы подчеркнуть, что пока нет готовых рецептов, именно поэтому важно создать стимулы для реализации энергосберегающих программ. Целесообразно привлекать к управлению энергохозяйством энергосервисные компании, так как эффективны именно комплексные решения. Для бюджетных организаций будет стимулом, если экономия от энергоэффективных мероприятий останется в их распоряжении не на один год, а на более длительную перспективу. Создание механизма субсидирования ставок по долгосрочным ресурсам, направленным в энергосберегающие проекты, станет стимулом для их экономической эффективности. Фонд, который бы выкупал у предприятий экономию, позволит финансировать и стимулировать наиболее интересные и эффективные проекты.
РУСЛАН ПАХОМОВ
Со стороны госорганов достаточно важно продолжение политики выравнивания внутренних цен на электроэнергию и газ с ценами внешнего рынка. Несмотря на возможные краткосрочные социальные проблемы, в долгосрочном плане это даст стимул для развития более энергоэффективной экономики, а бизнесменам и потребителям — использовать энергосберегающие технологии. Предприятиям в первую очередь необходимо провести энергоаудит, чтобы понять, на каком уровне энергопотребления на единицу продукции они находятся. Это сразу покажет уровень конкурентоспособности предприятия и определит необходимые мероприятия. Энергоэффективность — это вопрос выживания предприятия завтра. Потребители, а точнее конкурентная борьба за потребителя, и есть основной стимул. Необходимо поощрять и создавать условия для конкуренции.
— В России нет пока достаточной наработанной базы опыта ресурсоэнергосбережения. Многие проекты переносятся на российский рынок западными компаниями вместе с технологиями. На ваш взгляд, в какой перспективе мы сможем сократить разрыв между нашей страной и Западом в темпах энергосбережения?
КОНСТАНТИН ПАЙКОВ
Ко всему надо подходить разумно, иначе раз в год будем тип лампочек менять. Разрыва нет, есть бесхозяйственность. Когда будет у каждого процесса (производства, передачи и потребления) хозяин, тогда и перегоним. В масштабах государства нужна заинтересованность в экономии. Для ресурсосбережения нужен не опыт, а технологии и материалы, в том числе и импортные, из тех, которые применимы в силу природных условий в России.
МАКСИМ ДУБИНСКИЙ
Во-первых, в России есть замечательный опыт энергоресурсосбережения — достаточно ознакомиться с работами 1970-80-х годов по данной тематике или предложениями современных высокотехнологичных отечественных институтов. Отсутствует нормальная система транслирования информации и обмена данным опытом. О причинах огромного разрыва в темпах энергосбережения между нашей страной и индустриально развитыми странами упоминалось в ответе на первый вопрос: низкие тарифы, высокие ставки по кредитам, низкий уровень культуры энергосбережения у населения страны.
РУСЛАН ПАХОМОВ
Спрос рождает предложение. Если вопрос энергосбережения станет вопросом выживания и развития компаний в конкурентной среде, то решение проблемы займет достаточно короткий период времени.
www.rbc.ru
|