Директор «Костромаэнерго» Александр Глебов: в 2009 году мы стали сильнее
23.12.2009
Накануне Дня энергетика, который Россия традиционно отмечает как бы вопреки природе, в самый короткий день в году - 22 декабря, «СП» встретилась с заместителем генерального директора - директором филиала ОАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго» Александром Глебовым. Особенности работы «Костромаэнерго» в условиях нестабильной фазы развития экономики региона, реализация инвестиционной программы, ремонт сетей и модернизация оборудования, надежность и безопасность, перспективы энергетической компании, социальные обязательства и работа с клиентами – все эти направления стали темами нашей рабочей встречи.
Александр Сергеевич, для экономики области уходящий 2009 год был не самым простым. Как это отразилось на работе энергетиков? - Действительно, уходящий год был достаточно сложным. Получилось так, что передача электрической энергии в этом году была меньше запланированного в тарифном решении объема. В цифровом выражении мы недополучили более 180 млн. руб. Это серьезные деньги для нашей компании.
Что все-таки удалось сделать в сложных условиях кризиса? - В этой ситуации мы в этом году полностью выполнили свою инвестиционную программу, которую планировали и согласовывали совместно с администрацией области. Нами в полном объеме выполнена ремонтная программа. «Костромаэнерго» реализовало все задачи, связанные с повышением надежности нашего оборудования. Мы своевременно получили паспорт готовности по прохождению осенне-зимнего максимума нагрузок. Это что касается технических задач и решений. Теперь о социальной составляющей работы. «Костромаэнерго» в полном объеме выполнило задачи, связанные со своевременной выплатой заработной платы, сохранением социальных гарантий работникам, уплатой налогов во все виды бюджетов.
И за счет чего, из каких источников вам удалось все это сделать? - В первую очередь костромской филиал грамотно оптимизировал свои затраты в части некоторых расходных статей, связанных со страхованием и дополнительными сервисами. Но это только часть нашей работы по этому направлению.
А из чего складывается цельная картина оптимизации? - Оптимизация наших затрат прошла и за счет того, что мы продолжаем снижать потери, связанные с передачей электроэнергии. Работа в этом году была логическим развитием нашей долговременной программы по снижению потерь, начавшейся четыре года назад.
И каковы ежегодные объемы «сохраняемой» электроэнергии? - Ежегодно мы снижаем потери в объеме порядка 20 млн. кВт/ч. В этом году добились сверхпланового снижения потерь в объеме 18 млн. кВт/ч.
Причина снижения потерь – только новые технологии, современное оборудование или что-то еще? - Во многом это чисто технический вопрос, но это только половина успеха. Во многом качество передачи электроэнергии зависит от человеческого фактора. Здесь за несколько лет нам удалось коренным образом изменить отношение нашего персонала к своей работе. Сокращение потерь теперь ведется на уровне производственных отделений, районных электрических сетей, на уровне каждого монтера.
То есть реализация в этом году всех поставленных перед энергетиками задач является логичным развитием долгосрочных программ «Костромаэнерго» и «МРСК Центра»? А при чем же здесь кризис? - Энергетическая безопасность региона, бесперебойное и качественное снабжение потребителей электроэнергией является залогом для нормального развития экономики и социальной сферы нашей области. Поэтому в наших головах кризиса не было. Ну а непростые задачи, которые в этом году ставились перед энергетиками области, позволили нам работать более эффективно, качественно и слаженно. Мы принимали только взвешенные, продуманные и спрогнозированные решения. С этим багажом мы с уверенностью смотрим и в наступающий 2010 год. Уходящий год проверил нас на прочность. Из него мы вышли более сильными как морально, так и технически.
Какие из наиболее крупных достижений «Костромаэнерго» можно отметить по итогам года? - Одним из важных итогов нашей работы стал пуск подстанции «Давыдовская». Наверное, по итогам этого года это был крупнейший реализованный в области инвестиционный проект. Эта подстанция значительно повысила надежность энергоснабжения Костромы, Костромского и Красносельского районов. Вводом в строй этого энергообъекта мы сделали и значительный задел на перспективное развитие энергопотребления. Сейчас подстанция «Давыдовская» является нашим наиболее технически оснащенным объектом, при его строительстве мы обкатывали новые технологии и оборудование. Этот опыт будет незаменим при модернизации остального сетевого хозяйства области.
А как была оценена работа костромских энергетиков на уровне «МРСК Центра», контролирующих органов, правительства? - Мы своевременно получили паспорт готовности на прохождение осенне-зимнего максимума нагрузок. В этом году эта ответственная процедура была поставлена на совершенно другой качественный уровень. Подготовка к получению паспорта готовности стала вневедомственной, правительственной задачей. Она проходила под пристальным контролем федеральных органов власти.
И насколько успешно «Костромаэнерго» со всем этим справилось? - Костромская энергосистема, наш филиал получили паспорт готовности без замечаний, что является для нас существенным достижением. Во многих регионах паспорта готовности получались не с первого раза, с целым рядом отлагательных условий. У нас же все прошло без замечаний.
То есть жителям области в условиях наступившей зимы не стоит переживать за электроснабжение домов и предприятий? - Мы не обольщаемся тем, что сделано. Нерешенных вопросов в нашем филиале по-прежнему много. Но мы видим и знаем эти проблемы и нам известны пути их решения.
На что здесь в первую очередь обращается внимание? - Мы меняем психологию в нашем коллективе. Мы формируем понимание того, что от уровня и качества эксплуатации энергообъектов и энергосистемы напрямую зависит и ее надежность. Программа комплексных ремонтов, которую мы ведем уже несколько лет, является этому самым наглядным подтверждением. Наш персонал, наши люди выполняют свою работу со всеми требованиями, предусмотренными регламентом.
А что нового, кроме ремонтной программы, для бесперебойного снабжения потребителей сделал костромской филиал «МРСК Центра» в этом году? - На сегодняшний день мы имеем электронную базу наших потребителей. Для этого нами была проделана серьезная работа: мы проводили инвентаризацию оборудования и паспортизацию всех потребителей. Теперь мы располагаем наиболее полной и постоянно пополняющейся информацией об энергопотреблении в области: от номера счетчика до сведений о том, кто, где, как и с помощью какого оборудования подключен к электросети. Мы знаем, в каком состоянии находится наше сетевое оборудование, трансформаторы, опоры и многое другое. Эта работа потребовала внедрения совершенно нового программного обеспечения, человеческих усилий.
И какова практическая значимость этих данных? - Теперь нам известно, где в первую очередь приложить силы и средства, где и что необходимо реконструировать. Если раньше мы формировали ремонтную программу исходя из конкретных заявок, ревизий и обходов, иногда упуская слабые места, то теперь эта работа поставлена системно.
Вы уже сказали о снижении времени на ликвидацию отключения потребителей от электроэнергии. За счет каких современных технологий «Костромаэнерго» удается минимизировать это время? - В этом году у нас начал работу Центр управления сетями, где в режиме реального времени по современным каналам связи собирается информация о состоянии энергосистемы региона. Диспетчеры ЦУС в круглосуточном режиме ведут мониторинг ситуации, принимают решения по устранению неполадок, распределяют нагрузку. Часть оборудования, например подстанция «Давыдовская», управляется с помощью телеметрии. Диспетчер путем простого нажатия клавиши компьютера, работая в программном комплексе, теперь может визуально осмотреть состояние этого объекта, выполнить необходимые переключения и многое другое.
Кстати о коллективе… - Все последние годы коллектив «Костромаэнерго» омолаживается. К нам приходит молодежь. Поэтому обучение персонала – один из основных наших приоритетов. Мы отдаем себе отчет, что уровень квалификации молодых работников сегодня недостаточен. В первую очередь у сегодняшних выпускников вузов мало практики, поэтому мы делаем ставку на передачу практических навыков от более опытных кадров нашим молодым специалистам.
Насколько отлажено взаимодействие «Костромаэнерго» с населением? - Клиентоориентированность – один из главных принципов нашей работы. Каждый житель области сегодня имеет возможность звонить на телефон нашей прямой линии, где не только фиксируется количество жалоб на то или иное наше подразделение, по факту каждого обращения нами принимается конкретное решение по той или иной проблеме потребителя. Для этих же целей в области работает несколько центров обслуживания клиентов.
С какими перспективами филиал входит в 2010 год? - Если смотреть на компанию в целом, то одна из наших задач – переход на систему RAB, которая позволит нам привлечь инвестиции в модернизацию сетевого хозяйства на условиях длительного возврата кредитных средств. Важное направление нашей работы – ремонт и реконструкция сетей 10-0,4 кВ, которые в первую очередь обеспечивают электроэнергией конкретных жителей области. Еще одно важное направление – соблюдение новых условий по техприсоединению новых потребителей, которое в этом году было принято правительством.
Планирует ли в 2010 году «Костромаэнерго» начать создание новых масштабных энергообъектов? - На протяжении года мы работаем с производственным подразделением «Икеи» - компанией «Арбор», которая планирует построить в Шарьинском районе серьезное деревообрабатывающее производство, которому потребуется электроэнергия. Нами предложено несколько вариантов энергоснабжения этого промышленного комплекса. Сейчас мы вышли на уровень проработки технических заданий по проекту и оборудованию. Это интересная и перспективная работа.
Какова цена вопроса энергоснабжения будущего предприятия? - Около 250 миллионов. Это приблизительная цифра. Конкретная стоимость техприсоединения будет подтверждена проектом. Но «Костромаэнерго» затратит и свои средства для расширения РП «Заря» в Шарьинском районе, пущенной в 2006 году. Все, конечно, будет зависеть от того, в какие сроки и в каком объеме развернутся работы, связанные со строительством этого предприятия.
Что вам хотелось бы пожелать своим коллегам-энергетикам накануне профессионального праздника и наступающего Нового года? - В первую очередь здоровья, стабильности и семейного счастья. Это залог успеха человека в любом деле, тем более в таком серьезном, как наше. Также хочу пожелать каждому энергетику нашего региона личного профессионального роста, ведь от качественной и ответственной работы каждого из нас зависит благополучие всех жителей Костромской области.
Андрей Ратьков, «Северная правда», 23 декабря 2009 г., № 149
|