Как костромские компании оценивают перспективы развития рынков в 2010 году?
23.03.2010
Кадровый рынок. Сергей Матвеев, директор консалтинговой компании «Матвеев и партнеры».
В ближайшей перспективе рынок труда в целом вернется к докризисному состоянию. Т.е. будет в меру «нагрет»: будут неспешно искаться специалисты, сами соискатели будут вяло рассылать резюме будущим работодателям, большого ажиотажа на сайтах по трудоустройству не предвидится. Однако некоторые явления вряд ли вернутся к нам из 2007 года. Например, заработная плата а 2010 году уже не будет бездумно повышаться, работодатели с меньшей охотой будут вкладывать деньги в обучение персонала, более прижимисты они будут и в отношении «корпоративов». Оплата труда и вообще трудовые отношения будут все больше приближаться к Трудовому кодексу, а доля «белой» зарплаты на предприятиях будет возрастать.
С рабочими специальностями, как и раньше, будет напряженка. Разнорабочие, каменщики, стропальщики и другие низкооплачиваемые рабочие будут в большом дефиците. Автомеханики, отделочники, дизайнеры, парикмахеры и другие профессионалы, которые гордо могут назвать себя «мастер», озолотятся. Уже сегодня к лучшим представителям этой элиты ручного труда запись на месяцы вперед.
Очень незначительная часть наемных работников захочет вставать на скользкую дорогу бизнеса. Как и раньше, нескончаемым потоком костромичи будут мигрировать в поисках лучшей доли в обе столицы и более богатый Ярославль.
Мобильные тенденции. Роман Хрулев, директор филиала ОАО «МТС» в Костромской области.
Одним из основных драйверов развития бизнеса сотовых операторов становится обеспечение высокоскоростного доступа в Интернет. Операторы развивают параллельно и мобильный, и фиксированный широкополосной доступ в Интернет, причем мы считаем, что эти два направления не конкурируют, а дополняют друг друга. В частности, в целях развития ШПД компания МТС приобрела одного из крупнейших игроков рынка – «Комстар-ОТС». В рамках итеграции двух компаний мы планируем в 2010 году переход под общий бренди запуск совместных продуктов. Уже ведется интеграция каналов продаж. Таким образом операторы сотовой связи становятся универсальными операторами, которые предлагают своим абонентам полный спектр телекоммуникационных услуг «в одном окне».
Однако география Костромской области такова, что во многих населенных пунктах единственной доступной связью является беспроводная, в этих условиях не обойтись без мобильного Интернета. В связи с этим одним из ключевых событий 2010 года станет развитие сетей «третьего поколения» 3G в Костроме. Связь «третьего поколения» позволит абонентам обмениваться «тяжелыми» данными и выходить в Интернет с помощью мобильного телефона или 3G модема со скоростью до 3,6 Мб в секунду. Уже сейчас мы замечаем значительный рост потребления мобильного Интернета. В 2009 году потребление Интернет-трафика нашими абонентами, по сравнению с 2008 годом, выросло в 3 раза. Во многом это связано с проведенными работами по модернизации сети, расширению покрытия, а также маркетинговым активностям в этом направлении. В 2010 году операторы будут предлагать своим абонентам новые услуги, прежде всего безлимитные предложения, которые позволяют оптимизировать затраты на мобильный Интернет.
Время путешествовать. Елена Осмачко, директор туристической фирмы «Турне».
Исследования рынка туристических услуг в целом по стране показали общее снижение объема продаж турпродукта в 2009 году на 6-12% в зависимости от направления, страны отдыха и региона продаж.
В данный момент экономическая ситуация стабилизировалась. Говорить об экономическом росте пока рано, но и планомерного падения уже не ощущается. А следовательно и материальное положение людей, в том числе и наших потенциальных Потребителей, понемногу нормализуется. Если в течение последних месяцев люди старались придерживать деньги, не зная, чего ожидать завтра, использовали накопленные материальные ресурсы весьма рационально, отдавая предпочтение экстренно необходимые товарам и услугам, то сегодня мы наблюдаем другую картину. Радуют результаты продаж в январе месяце.
Профессионализма и порядочности в сфере туризма в 2010 году станет больше Ответственность за результат своего труда, профессионализм стали одними из главных аргументов для туристов и стимулов в работе для менеджеров турфирмы.
Таким образом, по нашим прогнозам, 2010 год станет годом стабильной, спокойной работы, без резких провалов и взлетов, годом плавного, постепенного возвращения туризма на свое достойное место и в экономике и, прежде всего, в сознании потребителя.
Дом – наша крепость. Николай Вакорин, президент «Костромской Гильдии Риэлторов»
На протяжении девяти месяцев 2009 года цены на недвижимость демонстрировали Плавное снижение, которое в среднем за время кризиса составило от 20 до 25%. Цены на жилую недвижимость в Костроме не показали лавинообразного снижения, что говорит о низкой доле спекулятивной составляющей. Это хороший признак, который дает надежду на возобновление роста цен на недвижимость в будущем.
Изменения на региональном рынке стали наблюдаться в 4 квартале 2009 года, когда в массовом секторе жилья канат, который целый год тянули на себя покупатели и продавцы, перетянули последние. В настоящее время можно отметить, что несколько процентов повышения и несколько месяцев стабилизация – это уже аргумент для того, чтобы потенциальные покупатели перестали ждать и начали реализовывать отложенный платежеспособный спрос.
Наиболее вероятным развитием событий на ближайшие месяцы представляется относительная стабилизация цен при наличии незначительных конъюктурных колебаний стоимости квадратного метра. Все это будет происходить на фоне постепенного восстановления спроса, платежеспособности населения, увеличения выдачи ипотечных кредитов, а также роста объемов сделок на рынке. Если экономика страны постепенно будет преодолевать последствия кризиса, то цены на недвижимость через некоторое время могут начать отыгрывать потери.
О хлебе насущном… Илья Касаткин, коммерческий директор ТГ «Высшая лига»
2009 год был сложным для малого, среднего и крупного бизнеса не только нашего региона, но и всего мира в целом. В нашей сфере деятельности пострадали в основном те компании, которые в период бурного роста не обращали внимания на соизмерение размера получаемых кредитов к потенциальной доходности бизнеса.
Мы ждем в 2010 году общее оживление экономики страны, рост дохода населения, большую доступность банковских кредитов для населения и организаций, а следовательно, увеличение спроса на продукцию со стороны конечного поребителя, что в свою очередь поможет всем видам бизнеса продолжить свое развитие.
Рекламный пирог. Екатерина Пичугина, маркетолог маркетингового агенства BrandCare
На «докризисный» уровень рекламному рынку в 2010 году выйти вряд ли получится, но тенденция – как в целом по России, так и в регионах – будет явно положительной – от 1,5% до 7% роста рынка. Хотя не для всех средств рекламы.
По рынку маркетинговых исследований можно сказать, что кризис дал урок «шаманщикам» (тем, кто оценивает рынок, опираясь на сомнительные методы исследований) и заметно сказался на всех игроках. Однако постепенно потребность компаний более четко представлять свой рынок и принимать точные, взвешенные решения оживит ситуацию на рынке маркетинговых исследований, и преимущественно будет у тех агенств, чьи исследования будут помогать бизнесу, а не пылиться на полках.
«Бизнес-журнал», № 01-02 февраль 2010 года
|