В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.
В XIV-XV веках, в период "собирания" Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.
В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой Ипатьевской обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых.
Расположен монастырь в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли "стрелкой", а с появлением здесь монастыря оно получило название "Ипатьевский (Ипацкий) мыс". В древности на Ипатьевском мысу росли дубравы, в изобилии водилась дичь. Красота ландшафта и пологие берега, столь удобные для остановки судов, влекли корабельщиков и плотоводцев к отдыху.
История основания Ипатьевского монастыря поясняется в древнем монастырском предании: татарский мурза Чет покидает Золотую Орду и уезжает в Москву. В пути он тяжело заболел. Ночью ему явилась Пресвятая Дева с Богомладенцем на руках, с предстоящими Ей Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием епископом Гангрским. Матерь Божия, повелев мурзе принять христианскую веру, исцелили его. По прибытии в Москву он принимает святое крещение, получает христианское имя Захария и испрашивает разрешение великого князя на строительство святой обители на месте чудесного явления Пресвятой Богородицы.
Высокие дубовые стены окружали монастырь, в центре двора возвышался храм, освященный во Имя Живоначальной Троицы, вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.
Среди знатных боярских родов, коих Захария явился родоначальником (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины, Годуновы), особенно выделяется род Годуновых. Его представители в XVI веке становятся ктиторами Ипатьевского монастыря. Благодаря их усилиям к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель "Преименитой Лаврой" настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители.
В XVI столетии благодаря Годуновым было начато строительство монастыря в камне. Деревянные крепостные стены заменили на каменные с шестью башнями. Деревянный Троицкий собор был заменен каменным, с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над святыми вратами в 1595-1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине - небесным покровителям царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Федоровны (родной сестры Бориса Годунова). Возводятся каменные звонница, кельи монастырского эконома и настоятельские кельи.
Многие из потомков Захарии принимали иноческий постриг, некоторые доживали свой век в обители святого Ипатия. Следуя великому предку, они завещевали похоронить себя в родовом монастыре. На территории Старого города существовало три годуновских усыпальницы -"гробовые палаты". Они были убраны древними родовыми моленными образами в драгоценных ризах, перед ними постоянно горели лампады, надгробные плиты закрывали покрова, шитые золотом, серебром и жемчугом. Неумолкающая молитва братии звучала здесь долгие столетия. Прервалась она только в 1919 году, когда монастырь был закрыт, а его насельники разделили трагическую судьбу русского монашества.
До наших дней в подклете западной галереи Троицкого собора сохранилось только три надгробные плиты с погребений из годуновских усыпальниц: Никиты Васильевича (†1560), Василия Осиповича (†1622) и младенца Тимофея Дмитриевича (†1575) Годуновых.
Годуновы, и главным образом Дмитрий Иванович Годунов, заложили в монастыре основу бесценного собрания древностей. "Ризница заключает в себе такое богатое собрание древностей, какое можно встретить лишь в редких русских монастырях…", - писал в 1885 году профессор Н. В. Покровский, знаток христианских древностей.
Дмитрий Иванович Годунов (†1606) - родной дядя и воспитатель царицы Ирины Федоровны и царя Бориса Федоровича Годуновых, опричник и постельничий царя Ивана Грозного, наместник в Новгороде великом при царе Феодоре Иоанновиче, конюший при царе Борисе Годунове. С его именем связана большая часть вкладов "годуновского данья" в Ипатьевский монастырь. Несомненно, обладал тончайшим художественным вкусом, был знатоком и ценителем всего прекрасного. Произведения, выполненные в мастерских при его доме, а также лучшими иконописцами, ювелирами, мастерами книжных лицевых миниатюр и писцов-книжников Московского Кремля, отличаются дивным совершенством композиций и цветовой гармонией.
До наших дней дошли великолепные храмовые двери от первого каменного "годуновского" Троицкого собора. Они были выполнены в конце 16 века по заказу Д. И. Годунова в мастерских Московского Кремля в редчайшей технике золотой наводки на меди. Заказ этот не был случайным. Дмитрий Иванович распорядился использовать для него в качестве образца двери царского Благовещенского собора Московского Кремля, тем самым он еще раз подчеркнул особый статус Троицкого собора как царского храма. Все последующие вклады Димитрия Ивановича в Троицкий собор - золотой комплект богослужебных сосудов, золотой оклад на храмовый образ Пресвятой Троицы и другие - подчеркивали его намерения максимального возвышения древней родовой обители.
Среди даров в Ипатьевский монастырь Димитрия Ивановича Годунова особенно выделяются книжные вклады. Напрестольные Евангелия, Псалтыри, Служебники, украшенные драгоценными окладами, многочисленными лицевыми миниатюрами и тончайшими орнаментами, исполнялись лучшими московскими мастерами - иконописцами и писцами в царских мастерских Московского Кремля. Евангелие напрестольное (вклад 1605 года) украшает драгоценный оклад. На серебряных дробницах гравированы изображения небесных покровителей семьи Димитрия Ивановича и царя Бориса Годунова. Более 100 лицевых миниатюр, многочисленные заставки и буквицы Евангелия исполнены лучшими кремлевскими иконописцами и "тривщиками" (орнаменталистами). Во вкладной записи на серебреной дробнице Д. И. Годунов обращается к Господу с молитвой о здоровье своем и жены Матроны, о вечной памяти умерших и погребенных в Ипатьевском монастыре родителей. Это Евангелие - последний вклад Д. И. Годунова. В 1605 году, после смерти царя Бориса Федоровича, Годуновы были отстранены от управления государством, многие из них отправлены в ссылку. Димитрий Иванович завершает свой жизненный путь в ссылке в городе Свияжске в 1606 году. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Дионисий. Согласно завещанию, тело инока Дионисия было перевезено в Ипатьевский монастырь и погребено в усыпальнице рядом с почившими ранее сродниками.
Благоденствие Ипатьевского монастыря, равно как и всей России, было нарушено страшным периодом Смутного времени. В это сложное время монастырь оказался на стороне Лжедмитрия II и поляков. В 1608 году архимандрит Ипатьевского монастыря Феодосий и игумен Костромского Богоявленского монастыря Арсений во главе посольства костромичей, состоявшее из дворян, детей боярских и посадских людей, отправились «бить челом» в Тушинский лагерь – ставку самозванца Лжедмитрия II. В начале 1609 года в Костроме вспыхнуло восстание против сторонников «тушинского вора». Оно сопровождалось жестокими избиениями местных дворян и детей боярских, около 200 дворян вместе с семьями были утоплены в реке Волге. Это не могло не вызвать осуждения восставших со стороны насельников Ипатьевского монастыря. В связи с этим они оказали поддержку тушинскому ставленнику костромскому воеводе Н. Д. Вельяминову, вырвавшемуся из города вместе со своими сторонниками. В феврале-мае 1609 года братия монастыря укрыла их за надежными крепостными стенами. Осада монастыря продолжалась до начала августа 1609 года и завершилась взятием обители. Сторонники Лжедмитрия II были уничтожены, но воевода Вельяминов благополучно спасся от смерти и впоследствии служил Михаилу Федоровичу Романову «верой и правдой». Для Ипатьевского монастыря на несколько лет наступил период покоя от политических баталий.
События, произошедшие в Москве в начале 1613 года, вновь определили древней обители одно из ведущих мест в российской истории. Земский собор, состоявшийся в Московском Кремле 21 февраля 1613 года, избрал на русский царский престол представителя древнего боярского рода Романовых, состоящего в прямом родстве с предшествующей царской династией Рюриковичей. Представители всех российских сословий единодушно проголосовали за молодого Михаила Федоровича Романова, сына пострадавших от годуновского гнева боярина Федора (Патриарха Филарета) и боярыни Ксении (старицы Марфы) Романовых. Среди Участников Земского собора был и архимандрит Ипатьевского монастыря Кирилл. Великое посольство Земского собора направилось из Москвы в Кострому в начале марта 1613 года.
14 марта 1613 года Михаил и Марфа Романовы, соспровождаемые архимандритом монастыря Кириллом с братией, встретили у стен древней Ипатьевской обители Великое посольство, прибывшее в Кострому с решением Земского собора об избрании Михаила на царский престол. Посольство пришло в монастырь крестным ходом "…со образом Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии уже написал Петр митрополит и со образом великих чудотворцев Петра, Алексей и Ионы…", выносными крестами и другими реликвиями. Возглавляли посольство архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит и келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын - с духовной стороны, и князь Иван Шереметьев - со стороны светсткой. У стен Ипатьевского монастыря крестный ход посольства объединился с крестным ходом костромичей, шедшим из Успенского собора г. Костромы с главной святыней города - чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. В Троицком соборе монастыря архиепископ Феодорит зачитал грамоту Земского собора о "наречении царском" Михаила Федоровича.
Послы Земского собора "…долго, но тщетно просили юного Михаила и его матушку принять избрание…Изменило положение лишь убедительная речь архиепископа Феодорита: "Не мозите прислушатись: но сотворите повеленное вам от Бога, воистину от Бога избрани есте, и не прогневайте всех Владыку и Господа" ". Тогда "…благоверная государыня инока Марфа Иоанновна многи слезы излия пред образом Пречистыя Богородицы, …со слезами рече: се Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в твои пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству". Чудотворными образами, принесенными из Москвы и Костромы, Михаил Федорович был благословлен на царство, затем ему вручили грамоту Земского собора и скипетр Российского государства.
19 марта, в день памяти святых мучеников Хрисанфа и Дарии, Михаил Федорович и старица Марфа отбыли в Москву.
11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля Михаил Федорович венчался на Московское царство. С восшествием на престол нового государя завершилась многолетняя Смута, начался новый период в истории России, период трехсотлетнего правления династии Романовых.
Древняя обитель особо почиталась новой царской династией. Экономическое положение монастыря укреплялось многочисленными жалованными грамотами, данными царем Михаилом Романовым в память того, что именно в Ипатьевской обители "… в Троице славимый Бог изволили нас избрати и нарещи на скифетродержавное Российское Царство и на великое княжение бытии Царем Великим Князем всея Русии".
Продолжая традиции предшествующих царских династий, Михаил Федорович в знак особой царской милости прислал из Московского Кремля в Троицкий собор Царское место. К храмовому образу Пресвятой Троицы он сделал драгоценный приклад - три большие шведские монеты. Из Московского Кремля государь передал в Ипатьевский монастырь чтимый Тихвинский образ Божией Матери. Сей образ сохранился до наших дней. Почти четыре столетия он почитается как одна из главных святынь Ипатьевского монастыря. В 1626 году, по велению патриарха Всея Руси Филарета, в монастырь привезли ковчег с частью Ризы Господней.
Последние два вклада имели особое почитание не только в монастыре, но и во всем Костромском крае. Любовь костромичей к Тихвинской иконе Божией Матери была столь велика, что во время главного Крестного хода, совершающегося и по настоящее время - день летнего почитания чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери (29 августа н. ст.), Тихвинский образ выносили из монастыря и вслед за Феодоровским образом несли по всему городу.
Богатые вклады царской династии Романовых пополнили святынями ризницу Ипатьевского монастыря. Новая династия с благодарностью помнила и почитала свою духовную «колыбель».
Память о великих исторических событиях в сознании русского народа, трепетно почитающего историю своего Отечества, навсегда связала обитель с династией Романовых. Потомки Захарии, основатели Ипатьевского монастыря, и память о них сохранилась лишь в молитвах братии Ипатьевской обители.
"Романовский" период в истории архитектурного ансамбля монастыря отмечен значительными работами по ремонту и перестройки "годуновского строения". Надстраиваются крепостные стены и башни, почти вдвое увеличивается территория монастыря за счет присоединения к "Старому городу" земельного участка, получившего название "Новый город" . Вокруг него на средства Михаила Федоровича возводятся крепостные стены и башни "во спасение иночествующим и в сохранение христоименитым людям". Строительные работы проводились под руководством старца Иосифа и каменщика подмонастырской Богословской слободы Андрея Андреева, сына кузнеца. Перестраиваются настоятельский и казначейский корпуса, достраивается монастырская звонница.
Самым замечательным сооружением Нового города стала Зеленая надвратная башня, расположенная в центре западной крепостной стены. Она была поставлена "повелением государя Михаила Феодоровича в память того, что он сим местом изшел на царство Московское" 19 марта 1613 года.
Первому каменному "годуновскому" Троицкому собору не суждено было дожить до нашего времени. В 1649 году он получил значительные повреждения. Официальной причиной его разрушения явился несчастный случай, произошедший в результате ураганного вихря, разрушевшего купола и верхнюю часть стен собора.
В 1650 году архимандрит Ипатьевского монастыря получает грамоту царя Алексей Михайловича о сооружении на месте разрушенного храма нового собора с пределом во имя преподобного Михаила Малеина - небесного покровителя Михаила Федоровича Романова. Строительство нового Троицкого собора было завершено в 1652 году.
В 1654 году начались работы по созданию стенописи и иконостаса Троицкого собора. Для их исполнения была приглашена артель изографов во главе с царским иконописцем костромичом Василием Ильиным Запокровским. Но ему было не суждено полностью выполнить столь почетный и ответственный заказ. В 1656 году в Костроме началась эпидемия чумы, унесшая жизни большей части костромичей, в том числе и В. И. Запокровского. Тем не менее, за 2 года мастера создали иконы для пятиярусного иконостаса собора и частично расписали западную галерею храма.
Лишь через 30 лет работа по росписи собора была продолжена. Артель знаменитого царского изографа Гурия Никитина (Кинешемцева), чье имя среди мастеров царской иконописной мастерской стояло наравне с Симоном Ушаковым, за три летних месяца расписала собор величайшими по своей художественной ценности фресками. Несомненно, Троицкий собор представляет собой вершину русской монументальной духовной живописи XVII столетия.
С начала XVIII века, по причине реформ Петра I, хозяйство монастыря постепенно пришло в упадок. Архимандрит монастыря Гавриил в 1721 году докладывал Святейшему Синоду о ветхостях, которые увидел в монастыре: "Ризница тако изветшала, что пред честными людьми в самых лутчих ризах служити нельзя, не вспоминая о других ризничных приборах. А и самая святая соборная церковь от воды большие вешние 1709 года разселася надвое, и все каменное строение подолося в Кострому реку; врата распались и столпами деревянными подперты; всего же разорение сея святыя обители в кратце и описатиси известием невозможно".
В 1744 году по решению Святейшего Синода была учреждена Костромская епархия. Возглавил новую епархию член Священного Синода преосвященный Симон (Тодоровский). Архиерейская резиденция разместилась в Ипатьевском монастыре. Троицкий собор получил статус кафедрального собора. Древняя обитель стала административным центром Костромской епархии. В истории Ипатьевского монастыря начался новый период.
В монастыре вновь начинаются ремонтно-восстановительные и строительные работы. Особенно значительные мероприятия развернулись при епископе Дамаскине (Аскаронском) (1758-1769). На месте обветшавшей церкви Рождества Богородицы был возведен новый храм (1760-1762), в подклете южной галереи Троицкого собора устроено "приделная погребальная церковь во имя Лазарева Воскресения", служившая впоследствии усыпальницей для почивших костромских архипастырей. В 1766 году, накануне визита в Ипатьевский монастырь императрицы Екатерины II, в северной стене Старого города были устроены новые ворота, получившие название Северных или Екатерининских. Внешняя арка ворот решена как триумфальная, с вензелем императрицы в центре высокого фронтона.
В 1767 году монастырь посетила императрица Екатерина II. 14 мая ее галера "Тверь" остановилась в устье реки Костромы под стенами Ипатьевской обители. В честь государыни салютовали 37 пушек, установленные на стенах монастыря. По сошествии на берег Екатерину II приветствовал епископ Дамаскин. В Троицком соборе императрица участвовала в божественной литургии. В конце дня Екатерина II в сопровождении преосвященного Дамаскина осмотрела монастырь и пожаловала на его благоустройство 3 тысячи рублей.
При преосвященном епископе Евгении (Романове) (1800-1811) между стеной обруба и южной и восточной крепостными стенами разбивается Архиерейский сад. В 1820-1822 годах проводятся работы по расширению Архиерейского корпуса (архитекторы Н. Метлин и П. Фурсов). В стиле классицизма оформляется каменный третий этаж и восточный фасад здания (со стороны реки Костромы), что несколько диссонировало с древней монастырской архитектуры XVI - XVII веков.
Во второй четверти XIX века царствующий Дом Романовых вновь проявил интерес в древней Ипатьевской обители. В октябре 1834 года император Николай I посетил Ипатьевский монастырь. Его приветствовал епископ Костромской и Галичский Павел (Подлипский). После Торжественного богослужения в Троицком соборе Николай I осмотрел монастырские здания, в том числе и кельи Михаила Федоровича. Император Был несколько озадачен ветхостью многих монастырских построек. Сознавая значимость Ипатьевского монастыря для истории России, государь распорядился об исправлении всех поврежденных зданий и о придании обители статуса "колыбели" царствующего Дома. В декабре 1834 года Николай I прислал в Ипатьевский монастырь из Оружейной палаты Московского Кремля деревянный посох и серебряный позолоченный ковш, принадлежащие Михаилу Федоровичу Романову. С этого императорского визита, знаменательного во всех отношениях, посещения Ипатьевского монастыря представителями Дома Романовых не прекращались. Впоследствии многие из них посещали обитель неоднократно.
Работы по подготовке проекта реконструкции зданий Ипатьевского монастыря были поручены профессору архитектуры Императорской Академии художеств Константину Андреевичу Тону. Из объектов, которые предполагалось сделать мемориальными, особое внимание было обращено на Палаты бояр Романовых, Зеленую башню Нового города и Святые ворота. Работы по реконструкции Палат продолжались несколько лет и завершены были лишь к 1863 году под руководством Ф.Ф. Рихтера, архитектора Его Императорского Величества Александра II. По инициативе императора Николая I над Cвятыми воротами была возведена церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии (1840-1859 гг.). День их поминовения совершается 19 марта (ст.ст.) и совпадает с двумя знаменательными датами в истории России: днем отъезда М. Ф. Романова из Ипатьевского монастыря на Московское царство в 1613 году и днем торжественного вступления российских войск в Париж в 1814 году.
В 1909 году епископ Костромской и Галичский Тихон (Васильевский) направил обращение в Хозяйственное управление при Священном Синоде о состоянии Троицкого собора и необходимом его ремонте. В следующем 1910 году Комитет для устройства празднования 300-летия Дома Романовых подготовил программу торжественных мероприятий празднования 300-летнего юбилея Царствующего Дома Романовых, в которой Костроме и Ипатьевскому монастырю определялось одно из ведущих мест.
В монастырь направляется специальная Комиссия по подготовке и проведению всех ремонтно-рестраврационных работ. Комиссию возглавили: гофмейстер А. Г. Булыгин, профессор архитектуры и член Техническо-строительного комитета при Святейшем Синоде А. Н. Померанцев, а также академик архитектуры и член Императорской Археологической комиссии П. П. Покрышкин. В течение трех лет в Ипатьевском монастыре были проведены беспрецедентные по масштабу и средствам реставрационные работы.
В 1913 году Кострома и Ипатьевский монастырь стали центром празднования 300-летнего юбилея Царственного Дома Романовых. Все венценосное семейство во главе с императором Николаем II, императрицей Марией Федоровной, наследником цесаревичем Алексеем, великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией, многочисленными родственникам - великими князьями и княгинями, широко праздновали эту юбилейную дату два дня вместе с костромичами и бесчисленными гостями города. В Ипатьевском монастыре высоких гостей встречали епископ Костромской и Галичский Тихон, многочисленное костромское духовенство. Пред столь Великим Собранием древняя Ипатьевская обитель предстала во всем своем великолепии.
В те праздничные дни никто не мог предположить, что произойдет на этом святом для всей России месте через пять лет.
В 1919 году Ипатьевский монастырь был закрыт, его послушники разделили страшную участь русского монашества в богоборческий период. Большая часть монастырской ризницы комиссиями ГОХРАНа была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей. Новая власть разместила в монастыре детский приют, военные казармы, стадион, танцплощадку, в большей части помещений разместили для жительства работников костромских текстильных предприятий. В начале 1930-х годов был полностью уничтожен храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Однако милость Божия не оставила древнюю обитель. Господь и Матерь Божия, священномученик Ипатий Гангрский и Апостол Филипп отвели от нее страшную участь русских монастырей и храмов – участь полного разрушения.
В 1958 году советское правительство приняло решение придать крайне обветшавшему монастырю статус музея-заповедника и начать его восстановление. Реставрационные работы продолжались более 20 лет |